Живой мир

Гималайские сурки

Гималайские сурки

Гималайские сурки живут только на Тибетском плато, на высоте от 4000 до 5500 метров над уровнем моря. Даже в

прошлые века, как отмечали в своих записях путешественники, гималайские сурки встречались очень редко: можно было проехать по Тибету сотни километров и не встретить ни единого сурка. А в наши дни встреча с гималайскими сурками и вовсе является настоящей удачей, хотя обычно эти неповоротливые толстячки хорошо заметны с машины, когда, заслышав шум мотора, они спешат к норам на своих коротких, но сильных лапах. Гималайские сурки - животные довольно крупные: взрослые сурки достигают длины 60 сантиметров и веса 8 килограммов. Рождаются же они слепыми и весят не больше мыши - всего 26 граммов. Глаза у них открываются на 26-27 день, и примерно в это же время они переходят на питание растительной пищей. В одном помёте у гималайских сурков обычно бывает по 3-4 детёныша. Селятся гималайские сурки небольшими колониями около рек и озёр. Их лапы с крепкими когтями хорошо приспособлены для рытья нор. Сурки роют два вида нор. Сложные норы с несколькими выходами, где выводится потомство, называют гнездовыми. Они располагаются, как правило, на сухих каменистых склонах, которые имеют хороший дренаж, а также затрудняют хищникам раскопки.

Другие небольшие норы сурки роют около мест кормёжки, чтобы быстро прятаться в них в случае опасности. Такие норы называют кормовыми или защитными, они располагаются в более влажных местах с буйной растительностью, так как питаются сурки в основном травой и корнями растений.

За сурками лучше наблюдать в утренние или вечерние часы. Хотя они и любят иногда погреться на солнышке, но самое жаркое время дня предпочитают проводить в норе. При благоприятных условиях, когда летом много пищи, к осени сурки становятся такими жирными, что им трудно ходить, и они даже пасутся лёжа.

За короткое лето суркам требуется запастись достаточным количеством жира на зиму. В октябре или даже в сентябре гималайские сурки залегают в спячку, которая длится у них более 6 месяцев. Не зря говорят: «Спит как сурок»!

Во время кормёжки звери постоянно находятся начеку, и если заметят опасность, то вздёргивают вверх хвост, поднимаются на задние лапы и издают короткие «икающие» звуки, предупреждая сородичей о грозящей опасности, а уж затем со всех ног несутся к норе.

Рядом с колониями гималайских сурков часто можно видеть домовых сычей, которым на открытых просторах Тибета трудно найти лучшее укрытие от холодных ветров и пыльных бурь, чем обитаемая сурчиная нора. Сурки упорно отгоняют непрошенных гостей от своих нор, но сыщики столь же упорно возвращаются, дожидаясь, пока сурок уснёт и перестанет замечать их присутствие.

В природе при благоприятных условиях сурки живут до 6 лет, а в неволе даже дольше, наверное потому, что на свободе их поджидает множество опасностей. Например, крупные пастушьи собаки, которые весьма успешно охотятся на сурков, часами подкарауливая их около нор. Особенно лёгкой добычей становятся молодые животные, только начинающие покидать нору.

Кочевники-скотоводы чанг-па - «люди, населяющие плато Чанг-Танг», на сурков и на других диких животных не охотятся, строго следуя запретам буддистской религии.

Главная угроза существованию гималaйcкиx сурков и других животных Тибетского нагорья исходит от пришлых людей, которые уверены, что природу надо покорять, преобразовывать и заставить служить человеку. Эти люди добрались и до такого удалённого уголка, как озеро Цо-Кар - земли чанг-па, гималайских сурков, киангов, архаров и множества других больших и малых созданий.

И стали они прокладывать дорогу вокруг озера, через колонии сурков, и кормить рабочих сурчиным мясом. А по дороге в летнее время с утра до вечера стали передвигаться туристы: на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, пешком, в сопровождении навьюченных багажом лошадей или осликов. Не успевали сурки высунуть нос, как надо было опять прятаться в нору. Бывало и так, что туристы устраивали отдых или обед в центре сурчиной колонии, не думая о том, что, пока они обедают, сурки сидят в норах голодные и не имеют возможности накапливать жир, без которого зимой они будут обречены на голодную смерть.

А преобразователи при роды продолжали строить и осуществлять новые планы: в Самад-Рокчене уже появились магазин, школа, больница и, говорят, скоро будет гостиница. Людей чанг-па тоже стали приобщать к цивилизации: научили делать кирпичи из прибрежной глины, на том месте, где ещё в прошлом году гнездились черношейные журавли. Посмотрели мы на всё это и задумались: а не лучше ли было предложить людям чанг-па переехать ближе к цивилизации, например в город Лех, вместо того чтобы «тащить» цивилизацию к ним и разрушать неповторимую красоту природы у высокогорного озера? И люди чанг-па имели бы возможность сделать свободный выбор: жить по традициям своих предков или стать частицей современного цивилизованного общества. Чтобы они выбрали, как вы думаете?

Источник - abc-24.info

Спецификации немецких автомобилей Volkswagen Passat www.vwmanual.ru/passat